Пятница
20.10.2017
00:46
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МАОУ СОШ №2 с.Акъяр

    Алибаева Гульчачак Фанилевна - учитель-логопед МАОУ СОШ № 2

     

    Периодизация развития речи ребенка

    Ко мне как к учителю-логопеду часто обращаются родители, которые обеспокоены тем, что у ребенка наблюдаются нарушения речи. Нарушения в речи ребенка не являются исключительно логопедической проблемой, они отражаются на общем его развитии, ограничивая познавательные возможности и эмоциональные проявления, порождая нежелательные качества личности и особенности поведения, нарушая формирующиеся межличностные отношения. Запомните, если речь ребенка по тем или иным параметрам отстает от возрастных критериев, логопедические занятия откладывать нельзя. Раннее начало коррекционной работы позволяет предупредить возможность появления вторичных нарушений, развивает познавательные способности, формирует адекватное поведение в социально значимых ситуациях.

    Периодизация развития речи (нормативы речевого развития)

    К концу первого месяца отчетливо проявляются экспрессивно-мимические средства общения. По характеру плача младенца можно понять некоторые его желания..

    С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится все более интонированным, выразительным.

    В 3-4 месяца начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос матери. Появляются первые активные попытки повторить отдельные элементы взрослых.. Постепенно становятся разнообразными не только интонации, но и усложняются сами звуки, появляется гуление.

    К концу четвертого Месяца младенец воспроизводит такое многообразие звуков, которое не встречается ни в одном языке. Основания для беспокойства: не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, недостаточная интонационная выразительность, однообразное гуление, отсутствие смеха.

    7-10 месяцев. Вторая половина младенчества - это изменение отношения ребенка к окружающему миру. У него начинается период активного интереса. В лепете ребенка шести-семи месяцев уже проявляются первые специфические интонационные черты окружающего его языка. Появляются ритмичные повторения слогов: эй-йа, ба-ба, дя-дя и т. д. Основания для беспокойства: отсутствие лепета, невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

    10-12 месяцев. К концу первого года жизни ребенок в эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами, например: на, дай, там, мама, баба, би-би и т. д. Основания для беспокойства: не реагирует на свое имя, отсутствие лепетных слов. После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции. К полутора годам в самостоятельной речи ребенка около 20 слов, в два года-50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие из двух-трех слов.

    На третьем году жизни дети рассматривают картинки в книжках, слушают истории. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трем годам ребенок использует в речи все части речи и строит полные, грамматически оформленные предложения. Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. Из накопленных слов ребенок не строит предложения. В его речи еще нет глаголов.

    В 4 года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из пяти-шести слов. В этом же возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигает к четырем годам 2000 слов.

    В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывания ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ. К шести годам происходит овладение значением производных слов, в словообразовательной деятельности снижается интенсивность словотворчества, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи. Основания для беспокойства: ограничен бытовой словарь; ребенок не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия признаки по обобщающему признаку одним словом; затрудняется заменить слово синонимом; подобрать к слову антоним; ребенок неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, не может связно рассказать о происходящих событиях.

    В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет,ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.