Среда
13.12.2017
06:22
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МАОУ СОШ №2 с.Акъяр

    Инновационная педагогическая технология РОСТ

    В целях повышения качества предметного обучения и внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий в 2008 – 2009 учебном году в на базе школы открыта республиканская и федеральная опытно-экспериментальная площадка по теме: «Изучение эффективности инновационной педагогической технологии РОСТ». Научный руководитель площадки кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-географических дисциплин Башкирского института развития образования, автор инновационной педагогической технологии РОСТ Булат Халяфович Юнусбаев.
    Данная технология относится к разряду современных высокоэффективных развивающих и здоровьесберегающих педагогических систем управления качеством обучения. РОСТ позволяет объективно и быстро определить качество обучения предмету, а также выявить уровень основных элементов учебной деятельности, откорректировать их и развивать. Технологией в одинаковой степени легко могут пользоваться
    учителя различных учебных дисциплин, а также ученики и абитуриенты - для самоконтроля качества обучения по предмету. Главным системообразующим звеном авторской технологии РОСТ является специально созданная форма обучения – рефлексивный урок, где педагог – организатор процесса самоизучения, самооценки и самокоррекции – основных элементов учебной деятельности. Такие уроки проводятся после прохождения крупных тем или разделов вместо традиционных итоговых уроков обобщения и контроля по пройденной теме. Для уроков РОСТ создается специальный инструментарий:

    1.Пакет системно организованных КИМов в двух строго идентичных вариантах по 20 заданий в каждом.

    2. Диагностические линейки.

    3. Диагностические карты (ДК) (ДК ученика, ДК урока и итоговая ДК).

    4. Шкала самооценки.
    Пакет КИМов составляется по каждой теме (дидактическому блоку).КИМы под номерами 1-10 являются измерителями достижений базового уровня знаний по предмету, а задания 11-15 - измерителями уровня
    усвоения вариативной части содержания предмета (уровень профильного бучения), 16-19 - задания на выявление уровня понимания и оперирования знаниями по предмету. Под номером 20 ставится вопрос для определения уровня осознанности, личностной оценки и отношения к полученным знаниям по пройденной теме. Алгоритм урока РОСТ Урок РОСТ состоит из строго последовательных этапов, каждый из которых имеет научно - педагогическое и психологическое обоснование, свой алгоритм, технологические нормы качества выполнения его основных этапов. Первый этап урока. Целеполагание. Мобилизация обучаемого на самонаблюдение и саморазвитие. Суть данного этапа заключается в мобилизации обучаемого на активную самостоятельную деятельность по самоизучению, самооценке, самокоррекции и самонаблюдению результатов своей учебной деятельности, и таким образом, достижение саморазвития и самореализации личности в процессе предметного обучения. Реализуется это с использованием таких педагогических средств активизации, как эвристическая беседа и создание учебной проблемной ситуации с постановкой вопроса "Хотите ли вы сами себя изучить и оценить свой уровень развития, который вы получили в процессе изучения предмета?» Урок начинается с организации диалога в форме эвристической беседы, и устанавливается контакт обучаемыми. Второй этап. Первичная самодиагностика качества обучения. В начале данного этапа преподаватель проводит краткий инструктаж по выполнению первого варианта КИМов, т.е. по самодиагностике. На этот этап отводится от 15 до 18 минут. Третий этап. Самооценка результатов первичной диагностики.На этом этапе урока учащиеся учатся и тренируются процедуре самостоятельной оценки результатов своей деятельности — рефлексии, т.е. развивают самый главный элемент развития деятельности - рефлексию, что, собственно, обеспечивает развитие самой личности, ее профессиональную компетентность. Используя шкалу оценки качества обучения, ученик самостоятельно оценивает результаты самодиагностики и выставляет сам себе оценку. В течение урока за базовый уровень знаний обучаемый получает три оценки. Самооценка - это первая, субъективная оценка, т.е. она ставится не «с потолка» и не как попало, а с использованием специального инструмента — шкалы самооценки. Четвертый этап. Рефлексия результатов первичной диагностики и самокоррекция. С момента получения результатов первичной самодиагностики начинается следующий этап урока - рефлексия и самокоррекция, или осознание ошибок и самостоятельная работа над ними. Самостоятельно работают над ошибками и исправляют их, используя при этом учебники или конспекты. Надо помнить, что самое порочное при этом - подсказка готового ответа. Этим самым прерывается процесс активного самостоятельного поиска и исправления ошибок и останавливаете саморазвитие.
    Цена развития личности - это самостоятельность, самость! Эффективность самостоятельной работы над ошибками изучается на следующем этапе урока путем повторной самодиагностики и самооценки. Шестой этап. Повторная (вторичная) самодиагностика и самооценка. На этом этапе учащиеся выполняют второй вариант КИМов, которые должны быть строго идентичными первому. Если варианты КИМов не идентичны, то невозможно выяснить причину повторных ошибок обучаемого. То ли это ошибка ученика (т.е. обучаемый не сумел сам своими силами исправить свою ошибку) или же ошибка преподавателя (задавая новое, не идентичное задание, получили новую ошибку). Далее все остальные действия ученика и педагога повторяются. В конце ученик получает внешнюю, исправленную, объективную оценку. Эта оценка отмечается в графе (В). Разница между первичной и вторичной диагностикой характеризует эффективность урока или уровень саморазвития. Самостоятельный анализ и оценка результатов делается на следующем этапе урока. Седьмой этап. Индивидуальная и коллективная рефлексия. На этом этапе каждый обучаемый изучает и анализирует собственные результаты учебной деятельности по своим диагностическим картам. Это самый ответственный этап саморазвития обучаемого. Обучаемый изучает и оценивает эффективность своей работы на уроке, сравнивая итоги первичной и вторичной самодиагностики по следующим показателям:

     достижение по базовому уровню знаний;

     уровень углубления предметного мышления;

     самооценки (рефлексии);

     и трансляции.
    Систематическое и системное изучение результатов собственной учебной деятельности позволяет обучаемому заинтересованно наблюдать за траекторией собственного развития и на этой основе самокорректироваться и саморазвиваться. На этом этапе также выявляются общие закономерности и пробелы учебной деятельности всего класса по усвоению данной темы, и на этой основе организуется фронтальная или групповая работа по их исправлению (демонстрируется диагностическая карта урока РОСТ). Практически это и есть мониторинг - отслеживание развития основных элементов учебной деятельности.
    Восьмой этап. Самоанализ и самооценка учителя по итогам ДКУ.(Диагностической карты учащихся). На этом этапе преподаватель изучает общую "Карту диагностики коррекционного урока". Учитель проводит анализ по горизонтали ипо вертикали. На этих диагностических картах учитель видит и оценивает себя как профессионала. Четко вырисовываются все плюсы и минусы обучения, таким образом, проводится самоанализ, самооценка и самокоррекция по итогам ДКУ. На основе "Карты мониторинга и качества обучения" он планирует дальнейшую работу по ликвидации пробелов обучаемого. Результаты заносятся в общую  "Диагностическую карту" из года в год. По итогам нескольких уроков РОСТа, проведенных в одном классе, можно проследить динамику развития каждого отдельно взятого обучаемого. Таким образом, РОСТ позволяет на основе организации систематической и системной диагностики и мониторинга основных, личностных элементов учебной деятельности (мотивационно – ценностной, содержательной, операционно – мыслительной и рефлексивной) и их целенаправленной самооценки и самокоррекции создать высокоэффективную, развивающую систему управления качеством предметного обучения. Благодаря данной технологии снижается стрессовый факт процедуры проверки и оценки, достигается атмосфера комфортности и доверительности в процессе организации контроля оценки качества обучения. Инструментарий (КИМы, шкала самооценки, диагностические карты) и алгоритм РОСТ является эффективной системой для самостоятельной подготовки обучаемого к итоговой аттестации и ЕГЭ.